Техника рескриптинг или как “переписать” негативный опыт?

Сайт психолога Валерии ВятчанинойПрофессиональная радость.

Похожие, а порой и одинаковые техники в разных терапевтических методах называются по-разному. Из последнего: то, что я давно использую с клиентами и называю работой в базовой сцене, может называться рескриптингом.

Рескриптинг, или «переписывание» воспоминаний о прошлом — это техника, в которой человек с помощью психолога вспоминает сцену прошлого, связанную с сильными эмоциями, и переписывает её.

Например, можно войти в воспоминание взрослой собой и поддержать ту маленькую себя: обнять, защитить от обидчика. Это действие переписывает нашу эмоциональную память о событии. В психодраме мы это делаем с помощью ролевой игры.

Это было долгое вступление к моей профессиональной радости. В чём радость? Нейробиологи показали, что и за счёт каких механизмов происходит в мозге. И доказали, что эта техника работает.

Чтобы объяснить почему рескриптинг работает, вначале расскажу о нескольких важных понятиях.

Консолидация памяти – это процесс собирания общего представления о мире из окружающей среды, внешних стимулов, опыта.

Наша память о прошлом постоянно изменяется – этот процесс называется реконсолидацией памяти.

Так вот в основе техники рескриптинга лежит процесс реконсолидации памяти. А как этот процесс происходит?

Для реконсолидации памяти важны два условия: дестабилизация прошлой памяти и новый опыт.

Чтобы объяснить, что такое дестабилизация, давайте примем за постулат, что мозг – это машина для предсказаний. Мы с вами постоянно предсказывает, что нас ожидает в близком или далёком будущем. Так вот, когда представления о будущем не оправдываются, происходит дестабилизация прошлой памяти.

Представьте семью, в которой ребенка наказывали за любую ошибку и провинность. Назовём ребёнка Колей. Вырастая, Коля знает, что за ошибки будут ругать. Он может ругать и наказывать себя сам, а может попадать в ситуации, где его ругают и наказывают начальники, партнёры, друзья. Это знание — «за ошибки будут ругать» — и есть консолидация памяти.

Как здесь может выглядеть дестабилизация памяти? Например, в кабинете психолога Коля разбивает кружку и рефлекторно сжимается в ожидании наказания. Но наказания не следует, вместо этого психолог предлагает ему обсудить его реакцию в этой ситуации. Узнаёте дестабилизацию памяти? Предсказание – «за ошибки наказывают» – не сбылось.

Психолог предлагает ему вспомнить ситуации, где он чувствовал себя похожим образом. Коля вспоминает много случаев, и вот самое яркое воспоминание из детства: он листает книжку, рассматривая машинки, и случайно рвёт страницу. Мама тогда сильно его отругала.

Дальше Коля вместе с психологом погружается в эти воспоминания, воссоздаёт в кабинете сцену из прошлого. Он берет в руки книжку. Ставит поодаль от себя стул.
«Здесь сидела мама», – говорит Коля. И в тот момент, когда на сцене мама начинает ругать мальчика, психолог останавливает сцену и спрашивает: «Кто ещё из взрослых был там? Кто мог тебя защитить?» Возможно, Коля вспомнит кого-то из окружения, возможно, решит войти в сцену сам, но уже в роли себя взрослого, чтобы защитить себя маленького и поговорить с мамой. После того, как Коля доскажет и доделает в этой сцене то, что не смог сделать в детстве, сцена завершается.

Вернёмся к тому, как работает рескриптинг.

Вначале происходит дестабилизация памяти за счет несовпадения ожиданий и реальности, необычного контекста, безопасной обстановки, рассогласования чувств. Дальше вводятся новые элементы опыта – это новый сценарий и новые эмоции. И далее новый опыт встраивается в память, т.е. вновь происходит консолидация.

Хочется верить, что у меня получилось объяснить, что такое рескриптинг, и за счёт каких процессов в мозге он работает.