Страхи фрилансера 3: Как перестать откладывать на потом

Уходя на фриланс, вы сталкиваетесь с вопросом, как перестать откладывать на потом. По-другому этот феномен называют прокрастинацией.

Что же такое прокрастинация?

Мне нравится определение, которое дал Нейл Фьоре в книге «Легкий способ перестать откладывать дела на потом»:

Прокрастинация - это форма поведения, которую вы используете в начале или при завершение задания, чтобы на время уменьшить внутренние страхи, напряжение. Прокрастинация возникает, когда вашему достоинству, самоценности угрожает опасность. То есть прокрастинация на время снижает тревогу и защищает вас.

С какими страхами вы сталкиваетесь, когда прокрастинируете? Что угрожает достоинству?

  1.  Страхи, связанные с началом задания:

(1) боязнь неудачи или страх ошибки.

Вам страшно ошибиться, потому что любая, даже маленькая ошибка показывает вашу никчемность и несостоятельность. Вы боитесь оценки и критики, потому как воспринимаете их через призму своей личности.

(2) опасение оказаться несовершенным (перфекционизм).

Вам сложно принимать себя таким, какой вы есть, – несовершенным и, следовательно, обычным живым человеком.

Здесь оговорюсь – я не о профессионализме, когда вы хорошо и ответственно выполняете задание, а о том, когда желание быть идеальным не дает двигаться дальше, когда вы говорите: «Если неидеально – то лучше никак».

  1. Страхи, связанные с завершением задания:

(1)  Страх успеха или ожидания чего-то невозможного.

Успешно выполненное задание тянет за собой изменения:

  • изменятся текущие отношения и круг общения
  • требования к себе вырастут
  • конкуренция измениться – станет сильнее
  • неудача будет еще крупнее
  • успех означает завершение одного и начало другого (например, смена своего уютного гнездышка на неизвестный мир). Т.е. оживают страхи, связанные с новым заданием.
  • вы станете работать больше, а отдыхать меньше

Напишите, какие изменения произойдут в вашей жизни после завершения задания? Возможно, этот список будет ответом на вопрос, почему вы не доводите начатое дело до конца.

Как себе помогать.

  1. Не подменяйте действия мыслями

У вас есть простая или не очень простая задача, например, позвонить клиенту. Но вместо звонка клиенту вы ведете внутренний диалог, например так: «Это новый клиент, мне страшно, что ему интересно,  вдруг он меня пошлет, а вдруг я позвоню в неудачное время, а вдруг я не отвечу на его вопрос, а вдруг...» и т.д. И вместо простой задачи «позвонить клиенту» у вас выросла гора из задач, страхов, ожиданий.

Замечайте, как вы это делаете, и останавливайте этот процесс.

  2. Отделять себя от своей деятельности

Вы –  не то, что вы делаете. Напоминайте себе, что вы — это не только ваша работа, у вас есть увлечения, домашние заботы, мечты, желания и т.д. Вы больше, чем ваша профессиональная деятельность. Тогда оценка вашей работы не будет оценкой вас, как  личности.

  3. Разделять работу и отдых

Для качественной работы нужен хороший отдых и развлечения. Когда вы прокрастинируете, вы и не работаете, и не отдыхаете. Один из способов выходить из прокрастинации — разделять работу и отдых. Это можно делать разными способами (например, метод помидора).

Немного об отдыхе: расслабление и развлечение. Не путайте и не смешивайте эти понятия.

(1) отдых-расслабление — это восстановление сил (например, сон).

(2) развлечение — отдых, когда вы меняете вид деятельности, получаете новые впечатления, развлекаетесь, и восстановления сил здесь нет.

Если вы экономите на отдыхе и развлечениях — творческий огонь гаснет, мотивация растворяется, энергия и силы заканчиваются. Работать становится сложнее, прокрастинация пускает корни.

В идеале работа-отдых-развлечение сбалансированы и не смешаны в жизни.

В помощь — две практики. (1) записывайте все дела, которые вы сделали (2) фиксируйте рабочие задачи и время на отдых и развлечения в одном и том же расписании.

  4. Сила выбора

Прокрастинация возникает из-за давления: «ты должен», «тебе следует», «тебе надо». Меняйте мысленный диалог с собой, возвращайте в него желание «Я хочу». И помните, что можно сказать НЕТ не вашим задачам.

Литература: Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».